Карта территориальных органов Ространснадзора

Центральный федеральный округ

Главная страница Обращения Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых заявителями вопросов и ответы на них

1. Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы от тарифа перевозки - возвратный/невозвратный по инициативе перевозчика при отмене внутренних рейсов?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 107 ВК РФ при прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случае, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

2) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или  через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований.


2. Вопрос: Разъясните, законна ли выдача авиакомпаниями сертификатов на последующую поездку при отмене международных авиарейсов?

Ответ: На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта 2020 прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении. Исключением являются полеты, связанные с вывозом наших соотечественников на территорию Российской Федерации из иностранных государств.

Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, согласно пункта 227 ФАП-82, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа. 

Некоторые авиаперевозчики ввели компенсационный механизм возврата денег пассажирам вне зависимости от условий тарифа, предлагая возврат полной суммы за авиабилет бонусами на оформление будущих перелетов или же предоставление сертификатов на перевозку. Данные действия авиаперевозчиков не подтверждены  никакими документами. Вопрос находится на рассмотрении в правительстве РФ.


3. Вопрос: Разъясните правовые аспекты выполнения полетов беспилотных воздушных судов?

Ответ: Организация полетов беспилотных воздушных судов проводится на основании требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138.

11.02.2020 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.02. 2020  №74 вступили в силу изменения в  Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации:

- п. .2 дополнен определением

"визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном;

- п. 49 изложить в следующей редакции

Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов

п. 52 изложить в следующей редакции:

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.

дополнительно внесены:

п. 52(1)

Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране";

б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

п. 109 изложить в следующей редакции:

План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полета пилотируемого воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.

Сообщение о плане полета беспилотного воздушного судна (за исключением визуального полета беспилотного воздушного судна в случае, предусмотренном пунктом 52(1) настоящих Правил) подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

При выполнении данных требований полеты беспилотных воздушных судов считаются  правомерными и обеспеченными соответствующим уровнем безопасности.


4. Вопрос: Разъясните, имеются ли нарушения воздушного законодательства по факту не предоставления питания на борту чартерного рейса?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 100 Федерального закона № 601-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997, пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

В силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушны перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса России от 26.06.2007 № 82, перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).


5. Вопрос: Авиаперевозчик выполняет внутренние воздушные перевозки пассажиров в труднодоступные районы. В основном, это деревни (поселки), которые зачастую не имеют устойчивой телефонной связи и сети Интернет.

В связи с этим авиаперевозчик осуществляет продажу билетов на бумажных носителях, непосредственно перед вылетом. Бумажные билеты поступают в головной офис авиакомпании в течение 30 дней после полета, что исключает возможность подачи данных в автоматизированную систему «АЦБПДП ЕГИС» в соответствии с выше указанными нормативно- правовыми актами.

Прошу Вас дать разъяснение по вопросу исполнения ст.11 ФЗ №16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» при выполнении полетов в населенные пункты, необорудованные автоматизированной системой продажи билетов и не имеющих устойчивой телефонной связи и сети Интернет».

Ответ: На основании требований ч.1 ст.11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон №16-ФЗ), в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создана единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.2 ст.11 Федерального закона №16-ФЗ информационная система, указанная в ч.1 ст.11 Федерального закона №16-ФЗ, состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются, в том числе при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок.

Согласно п.1 ч.3 ст.11 Федерального закона №16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики  предоставляют информацию, на основании которой формируются автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Согласно ч.5.3 ст.11 Федерального закона №16-ФЗ, для персонала транспортных средств (экипажа) обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства.

Согласно ч.5.4 ст.11 Федерального закона №16-ФЗ, Информация о персонале (экипаже) транспортных средств, указанная в части 5.3 статьи 11 Федерального закона №16-ФЗ передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее, чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства.

Во исполнение ст.11 16-ФЗ издан Приказ Минтранса России от 19.07.2012г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных» (далее – Порядок 243).

В соответствии с п.7 Порядка-243 перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: 1) при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов);

2) при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами;

3) при формировании персонала (экипажей) транспортных средств (далее - сведения о пассажирских перевозках).

Согласно п.31 Порядка-243 информация о персонале (экипаже) транспортных средств передается в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее, чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства.

На основании распоряжения Президента Российской Федерации от 30.11.2011 №777-рп, определяющего ФГУП «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») единственным исполнителем работ по созданию и обеспечению последующего функционирования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, состоящей в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Распоряжением Минтранса России от 13.12.2013 №МС-155-р выполнение функций оператора единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ) по формированию и ведению автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, предоставлению содержащихся в них данных в соответствии с приказом Минтранса России от 19.07.2012г. №243, а также по заключению соглашений об организации информационного взаимодействия ЕГИС ОТБ с внешними информационными системами субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков возложено на ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

В соответствии с п.9 ст.1 и ч.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на субъекты транспортной инфраструктуры, к которым отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Таким образом, авиаперевозчик обязан передавать данные по перевозкам пассажиров и персонале (экипаже) транспортных средств в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Кроме того сообщаем, что в соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным приказом Ространснадзора 11.08.2014 №АК-806 фс УГАН НОТБ СФО Ространснадзора не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.


6. Вопрос: Могут ли проводить досмотр не аттестованные сотрудники подразделения транспортной безопасности?

Ответ: Проводить досмотр не аттестованные сотрудники подразделения транспортной безопасности не могут.

Согласно пунктом 9 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007  № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.

В соответствии пунктом 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 № 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" - досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.


7. Вопрос: Разъясните, при въезде на автовокзал может ли осуществляться выборочный осмотр автобусов в салоне, моторном отсеке, багажных отделениях?

Ответ: Согласно Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности,  утверждены приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (далее – «Правила досмотра»). организация досмотра возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков.

Согласно п. 17 «Правил досмотра» досмотр обязан осуществляться уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр.

В соответствии с п. 36 «Правил досмотра», в случаях, предусмотренных Требованиями, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, допускается проведение досмотра ТС, его критических элементов и (или) частей зоны транспортной безопасности и (или) наблюдение и собеседование, сверка и (или) проверка документов, удостоверяющих личность лиц, находящихся на ТС или проходящих с ТС на ОТИ, для выявления предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также физических лиц, не имеющих оснований для нахождения в зоне транспортной безопасности ОТИ или ТС или их частей.

Дата последнего изменения 8 апреля 2020 12:46